Журнал "IN/OUT" №37
"Лейся, песня!"
БОЛЕЕ ЧЕТВЕРТИ ВЕКА НА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭСТРАДЕ
Семидесятые - начало восьмидесятых годов. Время, ставшее эпохой расцвета советской эстрады. "Голубые гитары", "Самоцветы", "Синяя птица", "Ариэль", "Земляне" и другие вокально-инструментальные ансамбли (ВИА) того времени во многом определяли состояние массовой культуры нашей страны

Сегодня можно по-разному относиться к тем далеким временам. У кого-то сама аббревиатура "ВИА" вызывает легкую усмешку, кто-то припомнит идеологическую подоплеку появления на свет целой плеяды подобных коллективов (отвергать этот факт бессмысленно, поскольку во времена "железного занавеса" массовая культура не могла находиться вне поля зрения соответствующих органов). Однако теперь, по прошествии более четверти века, мало кто станет опровергать тот факт, что в основе основ этих коллективов лежит не политика и не идеология, а творческое стремление, талант и очень большой профессионализм. История имеет одно замечательное свойство: с течением времени все ненастоящее и напускное остается в прошлом. Песни прошлых лет, пришедшие когда-то в наши дома на виниловых пластинках, своим мелодизмом и лирикой до сих пор будоражат чувства. Огромный успех проекта "Старые песни о главном" - лучшее тому подтверждение.
Одним из ярчайших представителей советского эстрадного искусства является вокально-инструментальный ансамбль "Лейся, песня!". Дискография группы ведет свой отчет с гибкой пластинки, вышедшей в сентябре 1974 г. Три песни: "Прощай", "Люблю тебя", "Последнее письмо" мгновенно обретают популярность. Вокально-инструментальный ансамбль "Лейся, песня!" становится частым гостем на ТВ и радио. На танцевальных площадках страны все чаще и чаще звучат хиты из репертуара этого коллектива.
За более чем два с половиной десятка лет через творческую мастерскую ансамбля "Лейся, песня!" с благословения мэтров отечественной эстрады Валерия Селезнева и Михаила Плоткина прошли многие известные сегодня музыканты: Михаил Шуфутинский, Игорь Иванов, Влад Андрианов, Николай Расторгуев, Валерий Кипелов. Этот список можно продолжать. Поэты и композиторы, которые на протяжении многих лет работали в творческом союзе с коллективом, достойны восхищения: это великолепный тандем Вячеслава Добрынина и Леонида Дербенева с хитами "Прощай", "Кто тебе сказал", В. Шаинский и М. Рябинин - "Обручальное кольцо". Эти песни вся страна считает народными.
Историю этого легендарного ВИА можно условно разделить на два периода. Границей стал 1985 г. Все, что происходило до указанной даты, давно стало достоянием истории. Начиная с этого момента "Лейся, песня!" ведет отсчет нового времени. О том, как складывается судьба коллектива после его второго рождения, мы попросили рассказать человека, стоявшего у истоков его новой истории. У нас в гостях художественный руководитель ансамбля "Лейся, песня!" Александр Филаткин.
Александр, история ВИА "Лейся, песня!" прослеживается приблизительно до середины восьмидесятых. Что же было дальше?
- Дальше, как известно, у нас в стране начались "глубокие преобразования". Перемены, начавшиеся в государстве, не могли не затронуть и сферу нашей деятельности. В результате введения "сухого закона" полстраны оказалось в очереди за водкой, затем табачные бунты, страна стояла на грани хаоса, какая уж тут лирика. Коммерциализация концертной деятельности довольно быстро привела к крушению старой филармонической системы. Концертные площадки были отданы на откуп коммерсантам. Появилась возможность зарабатывать на концертах огромные деньги. Что в результате привело к появлению групп нового типа, вроде "Ласкового мая". Все, что им требовалось для проведения концертов, - это кассета с фонограммой. Появилось новое в музыке понятие "чес" (от слова чесать) - это когда за день дается три концерта, а на следующий день коллектив "чешет" уже в другом городе. "Лейся, песня!" в составе 16 человек, включая 7 человек технического персонала, имея багаж из двух фур с аппаратурой, светом, разборной сценой, костюмами и тому подобным, явно не могла участвовать в этой гонке "за длинным рублем". Да и люди, составлявшие костяк коллектива, были представителями "старой гвардии", для них не то чтоб перестроиться, принять все происходящее вокруг было весьма непросто. То есть продолжать работать по-старому в новых условиях было невозможно. В результате в первую очередь пострадала гастрольная деятельность коллектива, а в нашей стране концерты всегда являлись основным источником дохода для артистов. Мало найдется коллективов, которые могут похвастаться стойкостью в условиях финансового краха. Участники коллектива стали разбредаться в разные стороны. Одних поглотила пучина зарабатывания денег, другие уехали из страны, третьи "завязали", четвертые "развязали". Одним словом, коллектив в прежнем его виде перестал существовать. Именно с этого момента и берет свое начало новая история ансамбля.
"Лейся, песня" была классическим представителем советской эстрады, начало девяностых ознаменовалось крушением Союза, и все, что было связанно с прошлым, активно отвергалось. Для того времени ансамбль имел не самое выгодное амплуа. Не было желания "запеть по-новому", в угоду конъюнктуре рынка?
- Действительно, все вокруг менялось с головокружительной быстротой, люди строили новую жизнь, у них были новые герои и новые песни. После прокатившейся по стране волны "сиротских" коллективов страна встала под знамена газмановских эскадронов, затем рыдала и заламывала себе руки вместе с Таней Булановой. На свет народилось новое понятие "поп-музыка". Звезды вспыхивали и гасли с поистине космической скоростью. Появление каждой новой звезды сопровождалось появлением аналогичных исполнителей, и всем, кто "косил" под популярных артистов, казалось, что они следуют за конъюнктурой рынка. На самом деле в шоу-бизнесе, как и в любом другом, залогом успеха является оригинальная идея, а не умение менять прически с быстротой смены клипов на ТВ-экране. Мы всегда верили, и к счастью мы не ошиблись, что идея "Лейся, песня" будет востребована, просто то было не наше время. Нам многое пришлось пережить, включая кривые ухмылки, с которыми название "Лейся, песня" произносили ведущие популярных программ вроде "50/50". Однако время все расставило по своим местам, программа "50/50" давно канула в лету, а мы вот все никак...
Где-то с 1992 года "Лейся, песня!" исчезла из поля зрения на несколько лет и вновь стала появляться на горизонте лишь в конце девяностых. Что происходило с коллективом в эти годы?
- Практически все девяностые ушли на адаптацию к новым условиям. Уже неплохо развившийся в нашей стране шоу-бизнес предъявлял свои требования к организации работы. У нас было громкое имя, которое было заработано в прошлом, но современных "воротил" интересуют только реальные достижения. В результате возрождение группы приходилось начинать с бесплатных выступлений на не самых престижных площадках страны. В лучшем случае мы выступали за ТВ-эфиры. Это время длилось довольно долго и стало серьезным испытанием для нас как для коллектива. Однако то, как принимали нас зрители, слыша хорошо знакомые (для многих с детства) песни, вселяло в нас оптимизм и веру в будущее. Дальше произошло то, что должно было произойти. Не думаю, что нам удалось бы переломить ситуацию посредством каких-либо титанических усилий, просто нужно было дождаться, когда все вокруг успокоится и "вечные темы" в творчестве снова обретут цену. Сейчас мы видим, что "процесс пошел". Девяностые, особенно их начало, были очень непростым временем для всех, и это не могло не отразиться в творчестве музыкантов, поэтов, художников. Но в смуте нельзя жить долго, доброе и вечное обязательно возьмет верх, хотя бы на время.
За годы существования "Лейся, песня!" через коллектив прошло большое количество музыкантов. Сегодня, когда дело идет в гору, не возникает проблем с "двойниками"?
- В любое время найдется немало любителей поудить рыбку в мутной воде. С проблемой "двойников" хорошо знакомы все известные исполнители. А наш случай является особо привлекательным для любителей подобного рода "деятельности". Всего два-три года назад для того, чтобы провести концерт под нашей "маркой", достаточно было придти и сказать: здравствуйте, мы "Лейся, песня!". За время существования группы в ней действительно поработало большое количество музыкантов. Многие из них считают себя вправе вести концертную деятельность, используя название "Лейся, песня!". Однако при этом они почему-то забывают, что когда-то покинули коллектив или были попросту уволены. Во время проведения праздничных концертов, посвященных 25-летию ансамбля, когда вместе собрались многие бывшие участники, мы всех приглашали к сотрудничеству. Однако в большинстве своем никто из "бывших" не воспринял эту идею всерьез (по-видимому, из-за малой коммерческой привлекательности). И вот, спустя буквально пару лет, когда дела коллектива понемногу пошли на поправку, деятельность наших "коллег" расцвела буйным цветом. Ситуация порой доходила до абсурда. Помимо того, что по стране могло одновременно колесить несколько коллективов, даже в Москве в одно и то же время можно было попасть на разные концерты "Лейся, песня!". В одном из клубов целых полгода под нашем именем работали неизвестные нам люди. Коллектив-двойник обнаружился даже в Германии! Нам известны случаи, когда подставные коллективы использовали нашу фонограмму на своих концертах. Сегодня имеется только одно объединение, чьи права на использование названия "Лейся, песня!" оформлены юридически, это региональная общественная организация "Творческий центр молодежи ансамбля "Лейся, песня!". Но даже теперь, когда все наши права зарегистрированы, мы по-прежнему приглашаем к диалогу всех бывших участников коллектива. За исключением людей, которые предпочитают зарабатывать себе на жизнь путем подрыва и растаскивания имиджа коллектива, к которому они не имеют никакого отношения.
Расскажите, пожалуйста, чуть подробней о Творческом центре.
- Творческий центр учрежден бывшими и настоящими участниками "Лейся, песня!". Помимо деятельности, непосредственно связанной с ансамблем, центр занимается профессиональной постановкой светового и звукового оборудования для проведения концертов, организацией гастролей и имеет собственную студию. В планах центра - организация зарубежных гастролей и выпуск собственного музыкального журнала.
В недалеком прошлом, о котором мы только что говорили, "Лейся, песня!" была очень хорошо обеспеченным коллективом. Две фуры собственной аппаратуры, технический персонал - все это обеспечивало должный уровень выступлений. Сегодня все вышеперечисленное можно смело отнести к предметам роскоши. Многие исполнители видят лишь один выход из сложившейся ситуации - фонограмма. Приходится ли вам на своих выступлениях прибегать к подобного рода хитростям?
- Условия современной концертной работы очень сильно отличаются от тех, что были пятнадцать лет назад. Сегодня ни один из исполнителей не может позволить себе гастролировать со своей аппаратурой, сценой и светом. Появились совершенно новые понятия - например, работа на маленьких площадках. В наше время для "звезды" любой величины не зазорно выступить перед небольшим количеством людей в клубе или казино. Помните время, когда было модно направо и налево громить "фонограмщиков"? Сегодня все понимают, что условия для живой работы есть не везде, да и не везде это нужно. Если клубы, имидж которых требует негромкого, комфортного звучания, в таких заведениях и говорить не приходится об использовании, например, "живых" барабанов. Практически все артисты в зависимости от ситуации используют фонограмму в той или иной степени. У многих, в том числе и у нас, имеется целый набор специально записанных фонограмм практически для всех случаев жизни. Бывают ситуации, когда все необходимое для живой работы просто некуда поставить. Тогда мы используем фонограммы с частично записанной аранжировкой, на которой звучит лишь часть инструментов, а голоса, гитара, бас и клавишные идут, что называется сверху. Другое дело - сольные концерты на больших площадках. Везде, где есть пространство и техническая возможность для проведения "живого" концерта, мы стараемся не упустить свой шанс и отыграть все по полной программе. Поскольку для нашего стиля живая работа является приоритетной. Даже при записи альбома в основе аранжировок лежат партии живых инструментов. Мы отказались от разного рода цифровых "фокусов", с помощью которых можно было бы сделать аранжировку более современной, но сделано это намеренно, иначе звучание на пластинке и живое исполнение отличалось бы очень сильно.
Как вы сказали, ваш коллектив отдает предпочтение живому исполнению. Насколько сложно организовать "живые" гастроли сейчас?
- На самом деле для проведения качественного живого концерта не требуется чего-то особенного. Практически в любом городе есть приличная аппаратура. Даже если ее нет в этом городе, она наверняка есть где-то поблизости. Поэтому вовсе не обязательно тащить с собой. Перед поездкой мы отправляем организаторам концертов специальную бумагу, так называемый райдер-лист. В нем указан перечень оборудования, необходимого для живого выступления. Разумеется, что этот перечень содержит в себе обобщенные требования. (Хотя, в зависимости от статуса исполнителя, список может включать в себя и некоторые подробности. Например, в нем может быть оговорено наличие сока в гримерной. Но это уже частности, не имеющие прямого отношения к работе.) Невыполнение хотя бы одного из требований, указанных в райдер-листе, автоматически перекладывает ответственность за качество концертов на организаторов. Такой подход необходим, поскольку сами организаторы не всегда имеют достаточную компетентность, необходимую для проведения "живого" выступления. Один раз в Тамбове нам предстояло работать на стадионе. Административная работа по организации концерта была выполнена безупречно, но, когда мы вышли на сцену настраиваться, вдруг выяснилось, что на добротно отстроенной сцене, кроме двух колонок типа "Родина", ничего нет. По мнению организаторов, этого было достаточно. Главным аргументом, который они приводили в свое оправдание, была фраза: у нас все так работают, и никто кроме вас не жаловался. Пришлось вступить в дискуссию, в результате которой на сцене появился весьма приличная аппаратура. Организация концертов - это в большинстве своем административная работа, поэтому в технической части могут быть недочеты. Использование вышеупомянутого "райдера" помогает свести к минимуму возникновение подобных недоразумений.
Чуть раньше вы упомянули о записи альбома. Расскажите, пожалуйста, подробней, о каком альбоме идет речь и как вообще у группы обстоят дела с выпуском новых пластинок.
- В августе этого года на фирме "J.S.P. Records" вышел альбом "Лейся, песня!", в который вошли самые известные произведения за всю историю группы. Многие песни из этого альбома до сих пор можно было услышать либо на старых пластинках (последний виниловый диск вышел в 1985 г.), либо в чужом исполнении. Отрадно, что другие исполнители спустя столько лет обращаются к этим песням, это лишний раз доказывает их "ликвидность", но этим диском мы хотели в какой-то мере восстановить историческую справедливость. Если можно так выразиться - отдать дань всем тем, кто прошел через творческую мастерскую "Лей-ся, песня!" и с чьей помощью эти песни обрели народную любовь. В ближайших планах на будущее выпуск еще одного альбома, основную часть которого также составят старые песни. Музыкальный багаж коллектива огромен, и в нем имеются замечательные песни, которые ничуть не хуже тех, что вошли в первый альбом, просто по разным причинам они не сыскали популярности в прежние времена. Но на нем также будут и новые песни, написанные в тесном сотрудничестве с некоторыми известными авторами. Какими? Пока секрет.
Кто сегодня работает в группе?
- Разумеется, в коллективе сейчас нет ни одного музыканта из числа тех, кто работал в самых первых составах. Иногда на концертах случаются курьезные ситуации, когда люди приходят со старыми пластинками и пытаются опознать в нас кого-нибудь с фотографии на обложке. Прошло слишком много лет, и все те, кто принимал участие в самом начале, сейчас весьма почтенные люди. Михаил Захарович Шуфутинский, как всем хорошо известно, уже много лет занимается сольной карьерой. Барабанщик самого первого состава Владимир Заседателев сейчас работает в Президентском эстрадно-симфоническом оркестре под управлением Павла Овсянникова. Многие уехали из страны, кого-то, к сожалению, уже нет в живых, след многих других давно затерялся, но нить преемственности все же осталась. Например, одним учредителей нашего центра является Владислав Ефимович Зорин, который в начале восьмидесятых являлся музыкальным руководителем "Лейся, песня!", а в самом коллективе сейчас работает его сын Орик Зорин. Когда я пришел в коллектив, мне было чуть больше лет, чем сейчас моему сыну, который играет у нас на ударных инструментах. Одним словом, преемственность поколений.
Успех проекта "Старые песни о главном" наглядно всем продемонстрировал, что слушатель в данный момент отчаянно ностальгирует по музыке прошлых лет. Можно ли говорить о том, что для эстрады начала восьмидесятых наступает время ренессанса?
Да, в целом можно сказать, что эстрадное движение переживает сейчас "эпоху возрождения". Осенью прошлого года в городе Могилеве состоялся фестиваль "Золотой шлягер", в котором принимали участие многие звезды прошлых лет: "Песняры", "Сябры", "Синяя птица", "Добры молодцы", "Оризонт", "Ариэль" и другие. Прием был очень теплым. Совсем недавно, осенью уже этого года в Питере состоялся аналогичный концерт, в котором принимали участие 12 коллективов. Ледовый дворец был заполнен до отказа. А сейчас идет подготовка к беспрецедентному событию, 15 декабря в Москве в спортивном комплексе "Олимпийский", в один вечер на сцену выйдет 15 коллективов-ветеранов. Все это свидетельствует о том, что люди помнят и любят своих кумиров. Да и как может быть иначе? Эта музыка, эти песни, стали неотъемлемой частью целого периода жизни для нескольких поколений. Когда я слышу песню "Каскадеры", то невольно переношусь во время, когда эта песня звучала, что называется, из каждого окна. Песни прошлого заставляют снова окунуться в атмосферу тех далеких лет. Те, кому сейчас чуть больше сорока, в то время только начинали жить, любить, постигать мир. "Самоцветы", "Пламя", "Земляне" - вот герои того времени. И нет ничего удивительного в том, что люди приходят на наши концерты. Это наша аудитория, и она будет оставаться с нами.


Записал Алескандр ХОРЕВ


 

Сайт создан в системе uCoz